Как попасть в экспедицию в антарктиду
Перейти к содержимому

Как попасть в экспедицию в антарктиду

  • автор:

Возможности трудовой миграции на самый климатически суровый материк Земли

Здесь не обойтись без крепкого здоровья, чувства юмора, взаимовыручки и ответственного отношения к работе

А нтарктиду можно назвать, пожалуй, самым необычным местом на планете для работы. Материк официально не принадлежит ни одному государству мира, здесь всегда царят политический мир, холод, взаимовыручка и дружба народов, бурлят научные дискуссии.

История и статус

Антарктиду открыла экспедиция русских мореплавателей Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в 1820 году, а спустя всего два дня к берегам подошли британские корабли Эдварда Брансфилда. Первыми вступили на земли (точнее, вечные льды) Антарктики американцы в 1821 году. Сейчас на ее «подданство» претендуют не только эти три государства-открывателя, но также и другие морские державы.

Юридически Антарктида управляется особым советом (50 стран-участников помимо десятков стран-наблюдателей), а ее правовое положение определяется несколькими международными соглашениями и конвенциями.

Материк является безъядерной зоной, где запрещено размещение любых военных и атомных объектов. Здесь разрешена только научная деятельность, а также туризм, но в весьма ограниченном виде. Найти работу в Антарктиде, соответственно, возможно лишь в научной сфере или вспомогательных — например, сфере услуг.

Научная вахта

С советских времен и по настоящее время Россия остается одним из лидеров научных разработок на территории Антарктики. Здесь ежегодно проводятся сезонные научные экспедиции, имеется и резерв постоянных рабочих кадров. России принадлежит постоянно действующая научная станция «Восток», расположенная по адресу 78°27′51″ ю.ш. 106°50′14″ в.д. (адреса объектов в Антарктиде отмечаются научными географическими координатами), а также несколько сезонных станций. Фактически «Восток» можно назвать самым суровым объектом для трудовой миграции.

Головной «офис» станции находится в Санкт-Петербурге — это Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ), который проводит набор кадров для очередной экспедиции, а также заведует научной деятельностью станции.

ААНИИ приглашает на работу на станции «Восток» только граждан России. Экспедиция длится обычно шесть или двенадцать месяцев. На постоянной работе здесь находится 12-13 человек. На официальном сайте института указано, что отбор кандидатов для зачисления в Российскую Антарктическую экспедицию (РАЭ) начинается в конце мая, а отправка в Антарктиду происходит с октября по март. Здесь требуются метеорологи-актинометристы, геофизики, аэрологи, гидрологи, а также врачи, радиоинженеры, механики, электрогазосварщики, водители гусеничных машин, повара.

Иностранные антарктические сообщества — британское, австралийское, американское — принимают на работу и иностранцев.

Миграция на грани экспедиции

Для успешного прохождения конкурса на вакансию кандидат должен иметь не только научную подготовку в виде профильного образования, но и быть физически здоровым, без хронических заболеваний и инфекций. Приветствуется спортивная подготовка, а также дополнительные навыки: вождения, обращения с техникой, оказания первой медицинской помощи. Строго ограничен возраст потенциальных кандидатов: от 25 до 45 лет. Для врачей — не более 60 лет.

Климатическая зима в месте нахождения станции «Восток» приходится на июль-август. В это время температура воздуха опускается до −89 С. Самой теплой погодой считается десятиградусный мороз, что для тех краев — редкость. Самые теплые дни в летний период в Антарктиде приходятся на февраль-март. Как раз в это время здесь работает большинство сезонных экспедиций.

Даже несмотря на очевидно тяжелые условия труда в Антарктиде, ААНИИ предупреждает кандидатов на вакансии в экспедициях о всех сложностях работы на южном материке:

«Внимание! Это тяжелая работа в одном из самых холодных регионов Земли. При проведении работ в Антарктиде требуются строгое соблюдение дисциплины и четкая организация труда. Здесь никак без крепкого здоровья, чувства юмора, взаимовыручки и ответственного отношения к работе. Так что подумайте дважды и посоветуйтесь со своими близкими».

от 60 до 150 тысяч рублей в месяц колеблется зарплата на российских антарктических станциях

Британский институт British Antarctic Survey принимает на работу специалистов независимо от их гражданства. Сейчас на постоянно действующую британскую станцию Ротера в Антарктиде приглашаются: помощник по поддержке работы станции, механик и оператор мобильного завода, метеоролог-наблюдатель, техник и другие специалисты.

В списке требований на должность метеоролога-наблюдателя и техника указаны обязательными наличие научной степени в сфере физики, химии, геофизики, метеорологии, электроники или близких специальностей, умение обращаться со специальной техникой и при необходимости устранять возникшие с ней проблемы, владение английским языком, а также способность долгое время находиться в изолированном обществе (то, что у нас чаще называют стрессоустойчивостью и психологической стабильностью).

Продолжительность работы в британской экспедиции составляет от 9 до 21 месяца. Как русские, так и зарубежные экспедиции в Антарктиду по срокам зависят от судоходства, поэтому уволиться с такой работы прежде окончания срока экспедиции не получится.

Британцы также предупреждают, что помимо природных красот, успешному кандидату предстоит ознакомиться с условиями жизни и работы, аналогов которым на Земле больше нет.

Строго по ТК

Попасть на работу в Антарктиду через ААНИИ возможно только по заключении официального трудового договора. Не только работники станций, но и члены экипажа, отправляющиеся в Антарктиду с экспедицией, должны пройти обязательное полное медицинское обследование, что является условием трудового договора. Зарплата на российских антарктических станциях колеблется от 60 до 150 тысяч рублей в месяц. Полагается также надбавка в виде 10% от этой суммы и дополнительный оплачиваемый отпуск.

На британской станции Ротера средний гонорар составляет 25 тысяч фунтов стерлингов в год и 10% от этой суммы в качестве бонуса по окончании экспедиции.

Дорогу до станций (к слову, корабельный путь из Петербурга до Антарктики занимает два месяца. Можно добраться также на корабле от Кейптауна), экипировку, питание и проживание полностью оплачивает наниматель.

Этот, казалось бы, скромный пример научной вахты, имеет особенное значение, если учесть, что благодаря регулярному притоку ученых и рабочих на станцию «Восток» Россия не просто сохраняет традиции советских фундаментальных исследований, но и лидерство в изучении и освоении самых суровых пространств планеты. Подобные проекты, как и столетия назад, отражают готовность страны и ее народа к большим вызовам, характеризуя великие державы.

Подписывайтесь на Media-mig.ru в Новостях Дзен Telegram
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Перечень документов, необходимых для работы в Российской антарктической экспедиции:

(Анкеты для подачи на УЛМ готовятся в отделе кадров. При себе необходимо иметь: паспорт, загранпаспорт, медицинскую книжку, сертификат начальной подготовки по безопасности, трудовую книжку или её копию, две фотографии)

— фото (3х4 см в светлой одежде на матовой бумаге, 6 шт.)

тел.: (812) 644-69-20; 644-69-19; +7-903-093-23-73

Как попасть из Украины в Антарктиду и сколько это стоит

Вадим Ивлев

Попасть туда, в один из немногих уголков Земли, где нет цивилизации и почти не бывает людей, — мечта многих путешественников, современных «амундсенов», «нансенов», «скоттов» и «палмеров».

Вадиму это удастся — причем не по туристическому маршруту, который стоит несколько тысяч евро, и не благодаря официальной экспедиции, организованной за государственные деньги.

Как это возможно, он рассказал BBC News Украина.

  • Женщины в снегах: вернутся ли украинки в Антарктику?
  • Украинский полярник: у меня в морозилке шесть неизвестных науке видов
  • «В Киеве холоднее, чем в Антарктике» — о чем рассказывают полярники

«Радиоэкспедиция»

Вадим Ивлев всю жизнь работает радиоинженером, как говорит, имеет дело с навигационными системами и автомобильным радио.

У него есть два увлечения: путешествие (побывал в нескольких десятках стран) и радио (побеждал на международных соревнованиях среди радиолюбителей).

И именно благодаря последнему он и попадет в Антарктику.

Вадим Ивлев

Вадима Ивлева пригласили в международную некоммерческую экспедицию, которую финансируют негосударственные клубы радиолюбителей из разных стран, а также волонтеры.

Эта «радиоэкспедиция» имеет целью установить связь между удаленным антарктическим островом Сигни и радиолюбителями со всего мира.

Кроме того, она будет иметь и научные задачи.

Остров Сигни

Сигни (Signy Island) входит в архипелаг Южных Оркнейских островов, названных так, потому что географически они «отражают» Оркнейские острова к северу от Британии.

Остров лежит южнее 60-й широты, а значит уже считается Антарктикой — это условный Южный океан.

Остров

Его открыли китобои в 1823 году, а позже назвали в честь жены норвежского капитана Петтера Серле — Сигни Терезы.

Остров не принадлежит ни одной из стран, и на него распространяется действие Договора об Антарктике.

Сігні

Это небольшая часть суши длиной 6,5 км и шириной 5 км, которая частично покрыта ледником.

Постоянных жителей там нет, однако есть сезонная британская станция «Сигне», куда иногда наведываются биологи.

Но зимовок там ни было еще с 1990-х.

Британская станция

Зато остров населяют несколько видов пингвинов, антарктические поморники, тюлени, морские слоны и леопарды.

А также нелетающие комары Eretmoptera murphyi, которых сюда случайно завезли в 1960-е и которые из-за отсутствия естественных врагов массово расплодились — их личинки могут выживать здесь, питаясь остатками местных растений.

Комар

Дорога к острову

Остров лежит в 600 км от самой Антарктиды и в 1440 км от Огненной Земли, у Южной Америки.

«Чтобы достичь Сигни, нужно пять дней плыть по Южному антарктическому океану. 16 февраля мы выйдем из чилийского порта Пунта-Аренас в Магеллановом проливе, а дальше — на юг через пролив Дрейка», — рассказывает Вадим Ивлев.

Он добавляет, что маршрут через эти воды до 60-х широт не будет прстым.

«Говорят, что 40-е широты «ревут», 50-е — «шумят», а 60-е — «визжат», — добавляет Вадим.

Пролив Дрейка

И поясняет: «В этих широтах доминирует западный ветер, возникающий в результате вращения Земли. Поскольку на пути у него нет гор, его ничего не останавливает, и дует он постоянно. Образуя, при этом, огромные волны, иногда — размером с шестиэтажный дом».

Поэтому и на самом острове сильный ветер, и штормы совокупно длятся два месяца в году.

«Радиоэкспедицию» на остров доставит новозеландское судно Braveheart.

Судно

Однако к берегу оно подойти не сможет, и людям придется пересаживаться на резиновые лодки и таким образом перевозить несколько тонн грузов.

Что делать на острове?

В состав экспедиции входят 14 человек: девять американцев, немец, австралиец, швейцарец, венгр и украинец.

Часть из них будет жить в палатках на острове, часть — на судне.

На острове Сигни

Главная цель — установить и испытать радиосвязь между удаленным островом и радиолюбителями из разных частей света.

Вадим Ивлев везет на остров антенну высотой 24 метра (едет она в разобранном состоянии) для диапазона 160 метров.

Он сам ее совершенствовал и теперь попытается установить два рекорда — с наибольшей дистанции в этом диапазоне и по наибольшему количеству радиосвязей.

Если все пойдет по плану, то он планирует связаться с радиолюбителями в Японии, за 17 тыс. Км от Сигне. Однако все будет зависеть от условий на острове.

Другие радиолюбители на Сигне работать в других диапазонах.

Антенны

Кроме того, «радиоэкспедиция» планирует через спутниковый интернет пообщаться с несколькими школами в Украине и США — это ее образовательная часть.

В то же время, есть и научные цели — ученые экспедиции будут собирать и изучать остатки фораминифер — небольших морских организмов с экзоскелетом, которые накопились здесь за миллионы лет.

Работать на острове экспедиция будет несколько недель — до 14 марта.

Биобезопасность

Чтобы получить разрешение на высадку и работу на острове, «радиоэкспедиция» должна придерживаться многих правил биобезопасности.

Едва ли не главное из них — запрет привозить на остров любых животных, растения, семена.

А также насекомых — чтобы не повторилась история с комарами.

Кроме того, экспедиция заберет с собой все свои отходы.

Следить за выполнением правил будет член экспедиции, отвещающий за биобезопасность, также инспекцию могут провести ученые из сезонной британской станции, если они будут на острове в этот период.

«Штрафы за нарушение огромные — по 20 тыс. грн за каждый случай», — предупреждает Вадим Ивлев.

Как попасть в Антарктиду

Антарктика хотя и остается самым отдаленным и необитаемым регионом, однако туризм развивается и там.

Попасть туда можно на туристических яхтах или лайнерах специального ледового класса.

Яхта

Цена таких туров ориентировочно стартует от 10 тыс. Евро и может достигать нескольких десятков тысяч за лучшие каюты на высших палубах либо «суперлюкс владельца судна».

Правда, в цену не входит стоимость перелета в Южную Америку — обычно туры начинаются в столице Аргентины Буэнос-Айресе (откуда еще нужно лететь чартером) или в порту Ушуайя — самой южной точке континента.

Эти перелеты обойдуться до 2 тыс. Евро в обе стороны.

Также придется еще потратить 70 евро на страховку.

Другой путь в Антарктиду — через официальные научные экспедиции.

Для этого нужно быть ученым с программой исследований в Антарктиде или техническим специалистом, обеспечивающим жизнедеятельность станций.

Например, в 25-ю украинский экспедицию на станцию «Академик Вернадский» в марте отправится 12 участников, среди которых биологи, геофизики, гидрометеорологи и океанографы, ученый, который будет проводить геокосмические исследования, а также повар, врач, системный механик, дизелист-электрик и сисадмин.

Кроме того, будут также ученые, которые не остануться на зимовку, а будут проводить сезонные исследования продолжительностью несколько недель.

Другой путь

Но у Вадима Ивлева дорога в Антарктиду оказалась другой.

«Прежде всего, я радиолюбитель, участвовал во многих международных соревнованиях», — рассказывает он.

Там его и заметили, появились международные знакомства, и однажды товарищ из Новой Зеландии пригласил в команду радиолюбителей, которая готовилась отправиться в экспедицию, — правда, тогда еще не в Антарктику.

Так Вадим влился в международный коллектив и стал его частью.

Прапори

Помогло и то, что его любимый 160-метровый диапазон не слишком популярен среди радиолюбителей, поэтому конкурентов меньше.

«Я занимаюсь огромными антеннами, говорят, что это трудно и неинтересно, треск и шум, никто не получает удовольствия. А я получаю. Поэтому и говорят — пусть украинец этим занимается», — смеется Вадим Ивлев.

В 2016 году он отправился в свою первую «радиоэкспедицию» на труднодоступный австралийский остров Херд на юге Индийского океана — в «бешеных» 50-х широтах.

А в 2018 отправился с этой же командой на британский остров Дюси в Тихом океане.

Поэтому нынешняя «радиоэкспедиция» будет для него уже третьей, но первой — в Антарктику.

Свой путь он описывает так: «Нужно иметь какой-то рейтинг на соревнованиях, побеждать, чтобы вас видели. После этого приглашают в условный второй-третий эшелон экспедиционеры, которые ездят в Африку или Атлантику. А дальше вы уже как команда поднимаетесь и переходите в высокий класс».

Именно топ-команды радиолюбителей могут рассчитывать на то, что соберут достаточно средств для своей экспедиции.

Например, будущая поездка на Сигни обойдется в 375 тыс. долларов. Сюда входит все: фрахт судна, топливо, консервы и другие материалы, необходимые в экспедиции.

Собирали деньги американские организаторы «радиоэкспедиции» от различных спонсоров, которыми в основном являются крупные клубы радиолюбителей.

Остров Херд

Мировое сообщество радиолюбителей заинтересовано в том, чтобы на удаленном острове действовали радиолюбители, с которыми можно связаться.

В то же время, билет в Южную Америку Вадим покупал сам — заплатил более 40 тыс. грн.

«Сначала нужно искать средства. Но когда экспедиция высаживается на остров и начинается работа, все идет хорошо, начинают помогать все больше и больше. Так средства возвращаются», — говорит он.

Советы

Вадим Ивлев говорит, что попасть в такую экспедицию сложно: «Приглашают только сами, и тех, кого уже знают. Потому что никто не хочет неожиданностей — каких-то психологических или других проблем».

В то же время он советует заниматься своим любимым делом: «Нужно выходить на международный уровень, общаться с иностранцами: американцами, австралийцами, новозеландцами. Изучать, как правильно вести переписку».

Вадим Ивлев

Понятно, что для этого нужно знать английский.

«Чтобы вас считали нормальным собеседником, ведь бывают ситуации, когда нет времени что-то объяснять, а действовать нужно очень быстро. Если вам еще надо будет что-то переводить, то это уже будет барьер», — объясняет он.

«Кроме того, нужны опыт, характер и настойчивость», — резюмирует он.

Вадим Ивлев добавляет, что поездкой на Сигни в Антарктике его мечты не ограничиваются:

«Хотелось бы попасть на наиболее труднодоступные острова. Например, остров Петра I, который почти полностью покрыт льдом, или остров Буве (один из самых отдаленных от материков с крутыми берегами на юге Атлантики. — Ред.). Это — мечта каждого путешественника. Но я пока не встречал капитана, который бы согласился доставить туда экспедицию».

Следите за нашими новостями в Twitter и Telegram

Парусная экспедиция с перелетом через пролив Дрейка

Откройте для себя Антарктиду в экспедиции на парусном корабле. Вы пройдете мимо величественных айсбергов, исследуете безлюдные острова и пообщаетесь с учеными на полярной станции. Увидите колонии пингвинов, лежбища тюленей, стаи морских птиц и китов. Испытать на себе знаменитые штормы Дрейка не придется — вы пересечете пролив на самолете.

Что вас ожидает

В отличие от круизов на больших туристических лайнерах, формат экспедиции на паруснике позволяет познакомиться с Антарктидой максимально близко. Вы будете не просто туристом, а станете полноценным членом экипажа корабля: будете принимать участие в несении судовых вахт и постановке парусов, научитесь основам навигации в полярных условиях.

4 повода отправиться в эту экспедицию

Вы почувствуете себя исследователем-первопроходцем: на маневренном паруснике дойдете до мест, где редко бывают люди

Познакомитесь с богатой фауной Антарктики: пингвинами, морскими млекопитающими и птицами

Передвигаясь на экспедиционных лодках, совершите высадки на островах и побережьях Белого континента

Пообщаетесь с учеными на полярной станции «Беллинсгаузен» и заглянете в местную православную церковь

Это путешествие с высоким для экспедиции уровнем комфорта. Вас ждет размещение в двухместных каютах с удобствами, а также перелет через пролив Дрейка на самолете — это экономит до 3 дней пути и исключает качку.

Язык сопровождения в путешествии

Маршрут с пересечением пролива Дрейка

При покупке этого круиза вы получаете скидку 5% на все следующие поездки с RussiaDiscovery. Подробнее в блоге

Программа

Путешествие начинается со встречи в городе Пунта-Аренас (Чили), куда вам нужно добраться самостоятельно.

Воспользоваться картой

Карта схематично отображает перемещение в туре по дням*

Прибытие в Пунта-Аренас

В первый день экспедиции вы встретитесь в аэропорту Пунта-Аренаса. Город расположен на полуострове Брансуик на берегу Магелланова пролива. Это самый южный город Земли с населением более 100 тысяч человек, а также самый южный город, находящийся на континенте Южной Америки.

После встречи в аэропорту вас отвезут в отель, где вы разместитесь на ночь. У вас будет свободное время для прогулки по городу или посещения одного из популярных горнолыжных курортов в окрестностях.

Перелет в Антарктиду

Сегодня с утра вас отвезут в аэропорт, где вас ждет посадка на борт самолета и перелет в Антарктиду на остров Кинг-Джордж, Южные Шетландские острова. Время в полете — около 2 часов. Из иллюминатора вам откроются бескрайние просторы Южного океана, острова Огненной Земли и знаменитый пролив Дрейка. Это самый широкий и глубокий пролив на земле, главная особенность этого места — постоянные и сильные ветра.

По прилете на остров Кинг Джордж вы отправитесь на экскурсию по российской научно-исследовательской станции «Беллинсгаузен». Это одна из первых советских станций в Антарктиде. Она не прекращала свою работу с момента открытия в 1968 году и получила статус круглогодичной. Вы сможете пообщаться с полярниками, а также заглянете в местную православную церковь.

После экскурсии вас ждет посадка на парусник, где вы разместитесь в каютах и пройдете инструктаж по технике безопасности. Затем вы выйдете в море, ваш курс — Антарктический полуостров.

Континент Антарктида

Достигнув Антарктического полуострова и близлежащих островов, вы будете исследовать окрестности на экспедиционных лодках, высаживаться на берег и наблюдать за животными. Среди мест, которые у вас будет возможность посетить:

  • остров Гринвич и красивейшая бухта Янки, где обитает множество папуанских пингвинов. Также здесь сохранились останки китовых костей — напоминание о китобойном промысле в Южном Океане в начале XX века
  • остров Хаф-Мун в форме полумесяца — у его берегов любят отдыхать тюлени Уэдделла и морские слоны. Здесь же гнездится большая колония антарктических пингвинов. Также на этом острове можно встретить множество морских птиц: антарктических крачек, поморников, голубоглазых бакланов, чаек, качурок Уилсона
  • остров Десепшн, представляющий собой кальдеру разрушенного вулкана. Считается, что активность вулкана продолжается и по сегодняшний день, хотя последнее крупное извержение случилось в 1970 году
  • бухта Орне — каменистый залив с резко обрывающимися склонами гор, вершины которых покрыты снегом даже летом. Здесь можно увидеть папуанских и антарктических пингвинов, а также тюленей Уэдделла
  • остров Кувервилль. На побережье живет колония папуанских пингвинов, которая насчитывает около 6 500 размножающихся пар — это самое крупное гнездование этих птиц на всем Антарктическом полуострове. С острова открывается вид на «галерею» айсбергов, а киты Минке приходят на кормление в близлежащий канал Эррера
  • канал Лемэйр — морской «коридор» длиной 11 км и шириной 700 м, окруженный высокими горами с ледниками. Сложная система течений часто заносит сюда морской лед и множество айсбергов, поэтому канал временно становится непроходим для кораблей. На поверхности воды можно встретить горбатых китов и китов Минке
  • острова Мельхиор — группа из 16 покрытых снегом и льдом островов в составе архипелага Палмера. Здесь можно увидеть колонии пингвинов, плавающих у берега китов и тюленей, а также невероятно красивые айсберги
  • антарктическая станция Порт-Локрой — самое посещаемое туристами место в Антарктиде. В настоящее время эта британская станция функционирует как музей и самое южное в мире почтовое отделение. Также здесь живет колония папуанских пингвинов

Возвращение в Пунта-Аренас

В эти дни вы пройдете обратно на север по проливам Дрейка и Бигля. Причалив в порту Ушуаи, вы покинете судно, чтобы отправиться в аэропорт. Все желающие смогут задержаться в городе (выбрать и оплатить гостиницу вам нужно будет самостоятельно).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *