Ретро поезд что это такое
Перейти к содержимому

Ретро поезд что это такое

  • автор:

Ретро поезд что это такое

Две мечты – обе казавшиеся фантастикой – были у московских любителей истории техники: первая — чтобы в городе был музей, где можно воочию увидеть образцы старинных локомотивов и вагонов, и вторая, казавшаяся просто необыкновенным чудом – чтобы ходил ретро-поезд с паровозом, на котором могли бы прокатиться все желающие.

Надо сказать, что такие поезда очень популярны и обыденны практически во всех странах мира, где есть сколько-нибудь налаженное железнодорожное сообщение. В Европе и США множество таких поездов, в том числе с локомотивами… позапрошлого века, ходят по расписанию, которое публикуется в роскошных любительских изданиях. В России до совсем недавних пор старинных поездов с живыми паровозами, на которых мог бы прокатиться любой желающий, не было совсем.

В 1987 году был организован первый в стране ретро-поезд с паровозом, который прошел от Павловска до Ленинграда с гостями праздника 150-летия железных дорог страны, но это были именитые гости. Немало ретро-поездов было организовано и на протяжении более поздних времен, но все это были поезда либо для богатых иностранцев, либо для иностранных же любителей железных дорог. Каждый рейс такого поезда, тем не менее, был фурором. Коммерческий бизнес в этой области имел огромное положительное значение: благодаря ему удалось спасти в действии множество уникальных паровозов, которые при иных обстоятельствах отправились бы в мартен – как отправилось туда 83% (!) серий паровозов, когда-либо работавших в России.

Первый регулярный ретро-поезд, предназначенный для простых соотечественников, на который любой человек может взять билет и прокатиться на нем, был организован фирмой «Дельта-копия» в 2005 году в Ростове-на-Дону. Он катает экскурсантов по кольцу: отправляется со станции Ростов-Главный, прибывает на станцию Гниловская, где находится музей натурных образцов техники, там проводится экскурсия, и оттуда по кольцу возвращается в Ростов. Поезд имеет в городе очень большой успех и популярность: за это время на нем перевезли более 50000 пассажиров.

В августе 2006 года после преодоления невероятных бюрократических трудностей при поддержке Московской железной дороги и Всероссийского общества любителей железных дорог фирме «Дельта-копия» удалось запустить такой поезд в Москве. Он ходит до сих пор: живой паровоз с настоящим паром, дымом и голосистым гудком, и пять вагонов, специально оборудованных под ретро. Вагоны любезно предоставлены фирме правительством Москвы. Энтузиасты железнодорожной старины оснастили вагоны «под ретро», повесили в них фотографии с видами былых железнодорожных картин. Видеооборудование вагонов позволяет видеть в пути следования с помощью специальной аппаратуры, что происходит на паровозе и сам паровоз в пути: мечта любого любителя!

Поездке на поезде предшествует экскурсия по музею истории железнодорожной техники на Рижском вокзале. Далее экскурсанты заходят в вагоны и следуют на паровой тяге до платформы Красный Балтиец. А там их ждет экскурсия в старинное паровозное депо Подмосковная, где можно увидеть завораживающую картину разворота паровоза на поворотном круге и набора в тендер воды из гидроколонки. Успех этого действа нельзя описать! Организаторы поездки никогда не думали, что именно этот этап экскурсии будет настолько интересным для публики! Как правило, впечатления от экскурсии у ее участников сильнейшие.

В перспективе – поездки ретро-поезда по Малому Московскому кольцу с посещением достопримечательностей Москвы. Поезд регулярно ходит по субботам и воскресеньям и в те дни, когда назначаются плановые экскурсии.

Надо сказать, что курсирование ретро-поезда сказалось на образе жизни прилегающих к линии районов Москвы. Как в старину, к проходу поезда у пути собирается публика, дети (которые совершенно не боятся паровоза!). Это напоминает гулянье. У многих в руках фотоаппараты, мобильные телефоны с видео. Все ждут, когда издали донесется певучий паровозный гудок и на повороте появятся клубы дыма. Проход поезда сопровождается народным восторгом, каким когда-то, должно быть, сопровождались проходы первых поездов Царскосельской линии и дороги Петербург-Москва. Паровоз продолжает нести людям свою полезность и красоту.

Московская железная дорога специально для этих рейсов обучила паровозные бригады (в начале ХХI века!), подготовила несколько паровозов, обеспечила их работу в Москве. Проблем на первых порах было немало: где взять топливо и как доставлять его в депо Подмосковная, где базируются паровозы, как грузить уголь в тендер, как включить воду в гидроколонке, где очищать топку от шлака – и так далее. К чести руководителей локомотивной службы Московской магистрали, все эти проблемы были решены. Благодаря ретро-поезду великая паровозная традиция, сыгравшая столь большую роль во всей истории страны, не только не замирает, а является себя в полной красе.

Ведь можно не только ехать в ретро-поезде, но и – любому человеку – смотреть на него со стороны. А это очень красиво – и то, как идет поезд, и то, как смотрят на него люди.

Ретропоезд: что это и где на таком покататься в России

Куда сегодня можно уехать на паровозе в стиле XIX века.

Хотите оказаться в другой эпохе, но не можете изобрести машину времени? Вам поможет РЖД. Есть несколько направлений, по которым курсируют туристические ретропоезда. Эти поезда на паровозной тяги, а интерьер в них сохранили таким же, каким он был более ста лет назад.

Настоящий паровоз: ретропоезд «Рускеальский экспресс»

Паровоз из Сортавалы в горный парк «Рускеала».

Паровоз с красной звездой

На перроне вас встретят проводники в старинной форме.

Внутри поезда воссозданы интерьеры в стиле XIX века. Обратите внимание на детали: светильники, мебель и газету «Рускеальскiй экспрессъ» на столике в купе. В буфете вам сыграют на пианино и угостят калитками с брусникой. А сам поезд будет мило гудеть, шипеть и фыркать.

Помимо обычных купе, здесь есть VIP-купе на двоих (к нему прилагается сертификат на блюда карельской кухни из вагона-ресторана). Есть также и фотозона.

Расписание ретропоезда состыковано с графиком «Ласточек», следующих из Санкт-Петербурга в Сортавалу и обратно. Так что это не только красивый, но и вполне удобный способ попасть в Рускеалу.

Кстати, в старинных вагонах можно доехать до горного парка и напрямую — и из Москвы, и из Петербурга.

На подъезде к Рускеале связи не будет вообще — там однопутная дорога вокруг лесов и болот. Так что грузить сторис будете уже из самого парка.

Антон, редактор ПСЖР

Цены — в диапазоне от 699 рублей за обычное место до 8 000 за VIP-место.

Стандартные купе Рускеальского экспресса рассчитаны на шестерых. И в каждом — своё расписание для похода в вагон-ресторан. Оно и понятно — место очень фотогеничное и многим охота попробовать ту самую калитку. В обозначенные десять минут укладываются не все — поэтому перед рестораном выстраивается очередь.

Лайфхак: на обратном пути из парка возвращайтесь к поезду пораньше. И, как только откроются двери, бегите не в своё купе, а сразу в ресторан, так успеете отхватить местечко.

Кстати, на полноценный горячий обед не рассчитывайте: в меню в основном выпечка.

По приезде в Рускеалу вы станете свидетелем разворота поезда: для этого используют специальный поворотный круг. Зрелище необычное, но очень шумное.

Билеты в горный парк можно купить в самом экспрессе. Вагоны оборудованы специальными терминалами, оплатить можно картой.

Настя, пиарщица Авиасейлс и заядлая путешественница

Погружение в XIX век: ретропоезд «Селигер»

Пригородный паровоз, который каждую субботу ходит по маршруту Бологое — Осташков — Бологое.

Чёрный ретропоезд в клубах дыма

Маршрут проходит по исторической зоне Октябрьской железной дороги: по количеству архитектурных жемчужин в России ей нет равных.

Поезд делает остановку на старинной станции Куженкино — там вас ждёт бесплатная экскурсия по станционному комплексу 1902-1906 годов постройки с водонапорной башней, керосиновым погребом, стрелочным переводом.

Расписание «Селигера» состыковано с графиком «Ласточек» из Москвы и «Сапсанов» — из Санкт-Петербурга. Может получиться прекрасное однодневное путешествие: сесть в Бологом на «Селигер» в 09:15, выйти в 12:49 в Осташкове, погулять и отправиться обратно в 15:07.

Кстати, если покупать билет на ретропоезд в кассе, вы получите специальный ретробилет — со старыми буквами, как в XX веке.

На сайте «РЖД» этого поезда не найти. Так что запоминайте номер — 6697 — и ищите в приложении или кассах. Стоимость — от 300 рублей.

Невероятные виды: ретропоезд по Кругобайкальской железной дороге

Это узкоколейка, которая идёт вдоль самого глубокого озера планеты по маршруту: Иркутск — Слюдянка — порт Байкал.

Паровоз на фоне Байкала

В 07:56 вы выезжаете на поезде из Иркутска в Слюдянку. В Слюдянке хорошенько рассматриваете здание вокзала, построенного из белого и розового мрамора.

Далее, в 11:00, поезд отправляется в сторону Байкала. На пути будут экскурсионные остановки. Например, в Ангасолке вы посмотрите на мосты и виадуки, а на Половинной станции — на самый длинный тоннель, который выходит к озеру.

В 17:30 в порту Байкал у вас посадка на корабль до Листвянки — но до этого будет время на музей истории строительства КБЖД в здании вокзала (вход в музей бесплатный). А в Листвянке вас пересадят на автобус и отвезут обратно в Иркутск.

Есть ещё зеркальный маршрут — всё то же самое, только поезд стартует в 07:00 из Иркутска и едет в обратную сторону. На этом маршруте первым пунктом будет Листвянка, а не Слюдянка.

Стоимость стартует от 5 900 рублей за взрослого, включены все типы транспорта и экскурсии. Расписание и точные цены проверяйте здесь.

Ретро-униформа, современные вагоны: «Ярославль — Рыбинск»

Ретропоезд с паровозом отправляется каждую субботу в 08:31 с Московского вокзала Ярославля и прибывает в Рыбинск в 11:09.

Вид на станцию Рыбинск

На перроне вас поприветствуют проводники в стилизованной форме прошлого столетия, а вот вагоны у поезда будут современными: на этом же направлении курсируют простые электрички.

Обратный рейс из Рыбинска в 16:22 — можно задержаться и поехать дальше на любом вечернем поезде дальнего следования.

Купить билет можно только в кассах или мобильном приложении. Стоимость — от 280 рублей.

Не совсем ретро, но точно стиль: туристический поезд «Сочи»

Поезд для путешествия в прошлое следует из Туапсе в Гагру через Сочи.

«Сочи»

Вагоны в стиле СССР с интерьерами 70-80-х годов прошлого века и фотокупе в виде советской гостиной — вот что ждёт внутри.

В вагоне-ресторане предложат попробовать привычные и знакомые каждому советские блюда, а для максимального погружения в прошлое можно будет купить сувенирный набор продуктов в плетёной авоське.

Туристический поезд «Сочи» курсирует по маршруту 6 раз в неделю. Стоимость билетов — от 160 рублей за место в общем вагоне и до 1 835 рублей в СВ.

Развлечение для богатых и терпеливых: «Императорская Россия»

Поезд класса «Люкс» для длинного путешествия из Москвы во Владивосток.

Ретропоезд «Императорская Россия»

Роскошный состав идёт с запада на восток по Транссибирской магистрали через Казань, Екатеринбург, Новосибирск, озеро Байкал.

Ещё на этом поезде доступен новый кольцевой маршрут из Москвы через Санкт-Петербург в Петрозаводск, Мурманск, Вологду и обратно в Москву.

«РЖД» обещает царские интерьеры вагонов, услуги портье, экскурсии на иностранных языках, мастер-классы и лекции.

«Императорская Россия» курсирует всего несколько раз в год. Поезд скорее рассчитан на иностранцев, потому что стоимость высокая и указана в евро — в среднем от 7 тысяч.

Купить на него билеты можно только через турагенство, связанное с РЖД.

Вариант тех, кто уже в Краснодарском крае: туристический поезд в Гуамском ущелье

В хуторе Гуамка в Краснодарском крае сохранился участок Апшеронской узкоколейной железной дороги. Поезд доезжает до станции «Урочище Монахово» и возвращается обратно.

Туристический ретропоезд в Гуамском ущелье

Эта дорога строилась в 1920-х и использовалась в основном для вывоза леса. Сейчас работает только маленький её участок — около 1,8 километра, по которому курсирует туристический ретропоезд с тремя пассажирскими вагонами: два обычных и один открытый.

Пассажиры могут продолжить путешествие вглубь ущелья пешком по недействующей узкоколейной ветке до Мезмая. Это посёлок, рядом с которым есть несколько природных достопримечательностей: Орлиная полка, смотровые площадки, Курджипское ущелье и водопады.

Идти в одну сторону от станции — около 8 километров. Обратно возвращайтесь тем же путём.

Проверяйте расписание поезда и закладывайте время на очереди (купить билеты можно только в кассе). Стоимость взрослого билета в одну сторону — от 300 рублей в зависимости от типа вагона.

Рускеальский экспресс

Ежедневный ретропоезд курсирующий в Республике Карелия между городом Сортавала и главной достопримечательностью Северного Приладожья Горным парком Рускеала.

Единственный в России

«Рускеальский экспресс» это регулярный пассажирский ретропоезд курсирующий ежедневно на паровозной тяге. Поезд состоит из пяти вагонов включая вагон-ресторан. В первый рейс поезд отправился 1 июня 2019 года.

Последний регулярный пассажирский поезд на паровозной тяге курсировал в конце 70-х годов XX века.

Предыстория

В 1818 году Российский Император Александр I назначает на должность главного архитектора нового Исаакиевского Собора молодого амбициозного французского архитектора Огюста Монферрана.

Монферран в течение нескольких лет ищет строительный и облицовочный материал для перестройки Исаакиевского Собора. Часть мрамора главный архитектор находит на островах неподалеку от о. Валаам, часть заграницей, а три вида в рускеальском месторождении.

Французский архитектор приезжает в богато оформленной карете в Рускеала дважды: в 1820 и 1821 годах. Мрамор в этих местах Монферрану очень понравился, но возникла проблема его доставки. Дело в том, что мрамор с островов доставляли на кораблях по Ладоге и далее по Неве в столицу напрямую, а из Рускеала, где до Ладоги порядка 40 км, доставка была проблематична. По разбитой дороге ценный камень везли на телегах.

Тогда опытный архитектор обронил фразу: «Дорогу бы чугунную построить до Сердоболя (Сортавала), и поезда пустить».

Огюст Монферран
Главный архитектор Исаакиевского Собора

Кстати, современная железная дорога от Сортавала до Рускеала пролегает по маршруту сухопутной дороги, по которой доставляли рускеальский мрамор до Ладожского озера

Его слова не случайны, в то время в Великобритании уже строились железные дороги, а в России специалистов и технологий на тот период времени еще не существовало.

Спустя почти 200 лет идеи талантливого архитектора воплощены в жизнь. Поезд «Рускеальский экспресс» связал берег Ладожского озера и рускеальское месторождение, а внутреннее убранство поезда оформлено в стиле внутреннего убранства кареты, на которой Огюст Монферран приезжал в Рускеала. Кстати, современная железная дорога от Сортавала до Рускеала пролегает по маршруту сухопутной дороги, по которой доставляли рускеальский мрамор до Ладожского озера.

Расписание поезда
«Рускеальский экспресс»
Курсирует ежедневно. Время в пути — 1 час.
Поезд 921/922

Этот поезд полностью состыкован со скоростным поездом «Ласточка» №821 Санкт-Петербург — Сортавала (Вокзал) — Хелюля

Состав поезда: 1 вагон (Вагон первого класса в нем всего 4 купе на 4 человек) + 2 вагон (Общий вагон в ретро стиле) + 3 вагон (Царский вагон-ресторан) + 30 вагон (Вагон-ресторан с предоплаченным питанием, вагон также стилизован под начало XX века) + 4 вагон (Общий вагон в ретро стиле с фото купе) + 5 вагон (Общий вагон в ретро стиле) + 6 вагон (Общий вагон в ретро стиле).

Сортавала (вокзал)
Отправление 10:50
Прибытие 18:10
Сортавала-Центр
10:54-10:56
18:04-18:06
Горный парк Рускеала

Прибытие 12:05
Отправление 17:00

Поезд 925/926

Расписание поезда полностью состыковано с поездом №160 «Москва — Сортавала — Петрозаводск «

Состав поезда: 1 вагон (Общий вагон в ретро стиле с фото купе) + 20 вагон (Вагон-ресторан в финском стиле начала 70-х годов, питание включено в стоимость проезда) + 2 вагон (Общий вагон в ретро стиле).

Сортавала (вокзал)
Отправление 10:05
Прибытие 19:52
Сортавала-Центр
10:09-10:11
19:45-19:47
Горный парк Рускеала

Прибытие 11:15
Отправление 18:40

Поезд 923/924 (по субботам и праздничным дням)

Расписание поезда состыковано с поездом «Ласточка» №№827/828 «Санкт-Петербург-Сортавала» и туристическим поездом №930 «В Карелию на Поезде Деда Мороза» и №932 «К Северному сиянию на Поезде Деда Мороза»

Состав поезда: 1 вагон (Вагон первого класса в нем всего 4 купе на 4 человек) + 2 вагон (Общий вагон в ретро стиле) + 3 вагон (Царский вагон-ресторан) + 30 вагон (Вагон-ресторан с предоплаченным питанием, вагон также стилизован под начало XX века) + 4 вагон (Общий вагон в ретро стиле с фото купе) + 5 вагон (Общий вагон в ретро стиле) + 6 вагон (Общий вагон в ретро стиле).

Сортавала (вокзал)
Отправление 14:20
Прибытие 13:45
Сортавала-Центр
14:24-14:26
13:39-13:41
Горный парк Рускеала

Прибытие 15:45
Отправление 12:35

Купить билет
Стоимость билетов

Цена взрослого билета на «Рускеальский экспресс» колеблется от 499 до 9000 рублей. Конечная стоимость билета напрямую зависит от даты приобретения и заполненности поезда, а также от наличия дополнительных услуг таких как питание. Чем дата поездки ближе, а купленных билетов на поезд больше, тем дороже билет.

Льготы и скидки на билеты

Дети до 5 лет без оформления места — бесплатно!

При оформлении проездного документа для пассажиров в возрасте от 10 до 21 года (включая день 21-летия) стоимость снижается на 30%

Как купить билет

Купить билет на «Рускеальский экспресс» можно на сайте ОАО «РЖД», в мобильном приложении «РЖД Пассажирам» (ios) (android) или во всех железнодорожных кассах страны!

При покупке билета укажите маршрут:
Пункт отправления: Сортавала
Пункт прибытия: Рускеала, а также дату предполагаемой поездки.

Внимание: В Интернет появилось большое количество сайтов продающие билеты на наш поезд. Покупка билетов на этих ресурсах носит СОМНИТЕЛЬНЫЙ характер, уже есть случаи продажи фиктивных билетов. Пожалуйста, приобретайте билеты ТОЛЬКО на сайте ОАО «РЖД» http://rzd.ru

Виды купе в поезде
Купе с местами для сидения (Общий)

Стоимость проезда в таком купе составляет от 499 до 1499 рублей. Все купе стилизованны под купе вагона первого класса конца XIX — начала XX веков.

Курсирует во всех поездах! С нумерацией от 921 до 926.

Вагон-ресторан №3 в царском стиле!

Одна из «изюминок» поезда «Рускеальский экспресс» это его вагон-ресторан. Билеты в этот вагон не продаются, в него можно зайти при наличии билета на поезд. Он как и весь состав стилизован под эпоху конца XIX — начала XX веков. Здесь расположено фортепиано, ретро-мебель и ретро-фурнитура того времени. В меню вагона-ресторана представлены блюда карельской кухни.

Этот вагон доступен в поезде 921/922/923/924

Этот вагон имеет номер 3.

Вагон первого класса

В составе поезда 921/922/923/924 «Рускеальский экспресс», вместо ВИП-Купе в одном из вагонов курсирует целый вагон первого класса, где все 4 купе оформлены в театральном стиле середины XX века. В стоимость купе входит: проезд 4 человек, тарелка с сухофруктами, 2 брускетты на каждого пассажира — с рыбой и с карпаччо, а также шампанское. Проезд в таком вагоне — признак роскоши и комфорта на пути от Сортавала до Рускеала и обратно.

Чтобы поездка запомнилась надолго, можно сделать фото на память в специальном фото-купе, которое расположено во 2 вагоне ретропоезда. Купе выполнено в стиле купе вагона первого класса конца XIX века. В купе имеются реквизиты для фото, а также аппарат для печати моментального фото. Стоимость посещения — 250 рублей за 5 минут нахождения в фото-купе и за 1 распечатанную фотографию. Приобрести услугу можно в специальных терминалах установленных в каждом вагоне.

Имеется во всех поездах (921/922/923/924/925/926).

ВИП-купе (Только в 925/926 поезде)

Еще одна «изюминка» поезда (925/926) — это вип-купе, оно выполнено по подобию одного из купе вагона на котором Император Российский Империи Николай II следовал из Санкт-Петербурга в Хельсинки. Помимо аутентичного убранства купе, в нем также можно наблюдать через специальные мониторы за работой паровозной бригады.
Стоимость проезда в этом купе за всех 4 пассажиров — от 9000 рублей. В стоимость купе входит: проезд 4 человек, тарелка с сухофруктами, 2 брускетты на каждого пассажира — с рыбой и с карпаччо, а также шампанское. Кстати, за этим купе закреплен персональный официант, поэтому для заказа блюд из вагона-ресторана никуда выходить не нужно. Это купе расположено в 4 вагоне нашего поезда.

Курсирует только летом и в праздничные дни.

Как добраться
Из Санкт-Петербурга

Ежедневно из Санкт-Петербурга в 6:15 с Финляндского вокзала до Сортавала (вокзал) (из этого карельского города отправляется ретропоезд) отправляется скоростной поезд «Ласточка», расписание которого очень удобно состыковано с отправлением ретропоезда до горного парка Рускеала. Пересадка на станции Сортавала составит 20 минут.

За это время можно успеть провести фотосессию на фоне паровоза, а также сдать на вокзале в камеру хранения багаж.

Обратный рейс «Рускеальского экспресса» также состыкован по расписанию со скоростным поездом «Ласточка» из Сортавала в Санкт-Петербург. «Рускеальский экспресс» №922 прибывает в Сортавала (вокзал) в 18:10, а «Ласточка» №822 до Санкт-Петербурга отправляется в 18:45.

Важно: Пересадка на ретропоезд «Рускеальский экспресс» (921) с Ласточки (821) и на Ласточку (822) возможна на станции Сортавала-Центр и Сортавала (вокзал). Но мы рекомендуем, особенно на обратном пути делать пересадку на станции Сортавала (вокзал).

Из Москвы (весна — лето)

ВАРИАНТ 1 напрямую. Ежедневно, из Москвы в Рускеала в составе пассажирских поездов 159/160 Москва — Петрозаводск и поезда 925/926 (Ретропоезд «Рускеальский экспресс») Сортавала — Рускеала курсируют прямые беспересадочные вагоны (СВ, купе и вагон-ресторан) следующие непосредственно в горный парк «Рускеала» на паровозной тяге в составе Рускеальского экспресса #925 этот поезд без царского вагона-ресторана (!).
То есть по станции Сортавала ваш вагон перецепят от поезда 160 Москва — Петрозаводск к ретропоезду 925 Сортавала — Рускеала, после чего можно пройти туда из своего вагона и посетить финский вагоне-ресторан и фото-купе!

Как купить билет? При покупке билета указывайте в пункте отправления: Москва, а в графе пункт назначения: Рускеала, а также дату поездки.

Покупайте билеты на сайте ОАО «РЖД».

ВАРИАНТ 2 с пересадкой в Сортавала. Из Москвы доехать до Сортавала (из этого карельского города отправляется ретропоезд) можно на ежедневном поезде № 159/160. Поезд отправляется ежедневно в 16:50 (в зимний период 18:45) с Ленинградского вокзала, а прибывает в Сортавала в 8:19 следующего дня. А далее пересесть на поезд #921 «Рускеальский экспресс» с царским вагоном-рестораном. Время на пересадку — 4 часа. За это время можно посетить экскурсию по городу Сортавала.

Билеты для этой поездки: Москва — Сортавала и Сортавала — Рускеала в поезд 921

ВАРИАНТ 3 через Санкт-Петербург. Поездом до Санкт-Петербурга, а оттуда на такси до Финляндского вокзала, откуда в 6:15 отправляется скоростной поезд № 821 «Ласточка» до г. Сортавала, где уже ждет «Рускеальский экспресс» #921.

Расписание и билеты на сайте ОАО «РЖД».

Запутались? Пишите нам в мессенджеры!

Ретро поезд что это такое

Автор Сергей Абдульманов

Может быть вы не знали, но РЖД отлично продаёт билеты на ретропоезда. Это которые, натурально, с паровозом. Да, паровозы переживут многое, включая ядерную войну. Да, на нашем стратегическом резерве можно проехаться.

Итак, вот ретропоезд «Рускеальский экспресс», который ходит по Карелии от города Сортавалы до горного парка Рускеала. Это 5 часов от Петербурга на важную туристическую точку.

А ещё кроме ретропоезда в поездке есть ретропассажиры. Точнее, студенты театрального колледжа, которые ставили иммерсивную постановку про коммунистов, перевозящих золото партии. Чем вынесли мозг немалому количеству пенсионеров.

Как попасть на этот ретропоезд

Сначала нужно зайти вот на эту страницу офсайта РЖД и выбрать маршрут. Это 921Ч (обратный 922Ч). Отходит он от станции Сортавала в Карелии, — но до неё ещё надо добраться. Раньше это была так себе идея, потому что надо было делать это обычной электричкой или на автобусе, что не доставляло никакой радости и требовало ночёвки где-то в Карелии, чтобы не устать. Сейчас ходит «Ласточка» за примерно 4 часа, что резко меняет ситуацию — можно и нужно уложить всю поездку за один день.

Итак, надо проснуться в 5 утра, чтобы выехать в 6:15 с Финляндского вокзала поездом 821Ч. Еду лучше взять с собой или купить на вокзале.

Через час начнёт кончаться интернет, а через два — электричество. В 44 километрах от Выборга в Каменногорске сеть 3000 Вольт окончательно иссякнет. А «Ласточке» она очень нужна. Но мы живем в стране, где инженеры умеют превозмогать реальность, поэтому к электричке цепляют специальный тепловоз, который умеет раздавать эти самые 3000 В.

Выходить на этой станции не рекомендуется, но сделать это надо обязательно, если вы хотите посмотреть вот на такое:

Ещё через час начинаются признаки Карелии:

Если вы видите что-то подобное за окном, значит, скоро Сортавала. На ней «Ласточка» стыкуется с «Рускеальским экспрессом», то есть приходит на одну платформу, встаёт ровно напротив, открывает двери — и пассажиры просто переходят в другой поезд. Думаю, если вдруг «Ласточка» опоздает, то экспресс её дождётся. Выглядит это так:

И вот где-то в этом месте начинается психодел. Вот эти вот бойцы проходят всю станцию в длину, выкрикивая «Дорогу, товарищи!»:

Но пассажиры заняты. Часть садится в поезд, а другая часть идёт делать селфи с паровозом. Он большой и тёплый, из разных мест у него идёт пар, а спереди — звезда. Кажется, у части пассажиров стоимость билета окупается уже до посадки возможностью сделать эту картинку.

Хотя, знаете? За сто лет почти ничего не поменялось:

Есть немало паровозов, но все они статичны и стоят где-то в тишине. Работающий паровоз свистит, сопит, булькает и пускает пар передом и задом.

Из-за немного другого устройства тяги, поезд трогается чуть иначе, и движется не совсем равномерно, а характерными небольшими рывками. Это укачивает чуть больше, чем обычное движение на тепловозе или электровозе.

На вокзале дальше стоят ещё два:

Между прибытием «Ласточки» и отправлением ретропоезда 15-20 минут на стыковках (стыковки есть туда и обратно).

По вагонам в этот момент начинают ходить странные барышни:

Отставить барышень! Сначала надо рассказать про вагоны. В поезде было 5, но в нашем случае уже 6 вагонов. Один вагон-ресторан (32 места, столики по 4 человека) и 5 купейных на 39 и 42 места (компоновка 3+3, в одном из вагонов первое купе с одной стороной). Официально заявлено, что «интерьер вагонов выполнен в оригинальном дизайне «Николаевского экспресса», в стилистике конца XIX — начала XX века».

Первое, что меня насторожило — это вот эти самые купе для инвалидов с сопровождающими. Второе — вот эти хорошо знакомые отнюдь не николаевские дверные ручки в стилистике конца двадцатого века:

И да, догадка верная. Это аммендорфовские штабные вагоны! То есть поезд состоит из 5 штабных вагонов, одного вагона-ресторана, тендера и паровоза. Мне кажется, это рекорд по количеству штабных вагонов на пассажира в поезде — тут их 0,02 на человека. Это примерно на порядок больше обычного. Смотрим на купе дальше. Тут всё более-менее привычно:

А вот таблички все сделаны под ретро.

Правда, купе проводника ничем не отличается от обычных:

А вот на входе в вагон-ресторан:

Теперь сам вагон-ресторан:

Места в нём лучше занимать сразу. Или придётся стоять вот здесь:

Туалеты для инвалидов в одну сторону были открыты, в другую закрыты. Вообще, базовая стратегия такая: когда видите на туалете знак инвалида, но не видите никого рядом на каталке, надо сразу идти туда. Во-первых, это очень упрощает когнитивный выбор между двумя фигурками (их иногда рисуют так, что надо задуматься на несколько секунд), а, во-вторых, там обычно куда чище и куда просторнее, чем обычно. Так и тут:

Но пока мы рассматриваем куски поезда, пассажиры рассматривают природу:

Ну и остальные делают селфи с лампами в оригинальном дизайне николаевского экспресса в стилистике конца девятнадцатого — начала двадцатого века:

Сочетание ретро и стандартов РЖД просто отличное — нужно же было решить задачи стандартов и интерьера. Например, панели над проходами явно из двадцать первого века, титан с кипятком из двадцатого (ну, в целом, как и подвагонные генераторы):

Интерьер купе из начала двадцатого:

Подстаканники и рафинад — из СССР:

Щётка для обуви:

Надписи на вагонах современные:

Локомотивная бригада — вполне:

Рядом с пароразборной колонкой висит рация:

Помощник машиниста недавно топил (судя по лицу):

Свет в будке и снаружи на паровозе от его собственного парогенератора:

Но наушники и жилеты современные:

А чтобы вы окончательно сошли с ума, перейдём к игре. Точнее, как определил его режиссёр, перфомансу с элементами иммерсивного театра.

Спектакль

Напоминаю начало — вот эти двое буянят на станции отправления, пронося чемодан с дикими криками:

На каждый вагон приходится 3 актёра: двое бойцов-коммунистов и один враг народа. Сначала по вагонам проходят бойцы, стучат в каждое купе, представляются бойцами и читают короткую речь про то, что вы, как настоящий коммунист, должны помочь. О, кажется нас подслушивают! Нет, всё в порядке. Золото партии в поезде. Нужно его защитить.

Выдают томик Ленина с шифром:

И оставляют разгадывать.

Интересно происхождение книг — Карельский колледж культуры и искусств раньше был политическим учебным заведением, и у него в подвалах скопились труды Ленина, которые никто не выкидывал. Собственно, вот они и пригодились.

Книга Ленина оказывает совершенно очаровывающее действие на пенсионеров. Мало того, что им дали рафинад как в детстве, мало того, что их катают на ретропоезде (уже в этом месте они умиляются), но тут ещё вот это. Бабушка объясняет внучке всю суть того, насколько это важная книга в жизни советского человека, и почему её при этом никто не читал. Собственно, дальше внучка пытается взломать код, а бабушка ностальгирует:

На каждый вагон — свои актёры, всех обстукивают и отоваривают книгами примерно за 20 минут движения. И предупреждают, что это всё надо держать в секрете:

Кстати, пока не забыл. Может, кому-то нужен номер вагона, вот он:

Дальше даётся время поотгадывать. Там фразы вроде «ключ под ковриком», «ключ за лампой» и так далее, позволяющие найти ключ. Дальше по вагонам проходит третий актёр — враг народа. И старается получить либо ключ, либо книгу с шифром в каждом купе.

Здесь наиболее интересные сценки, потому что граждане творят самые разные чудеса — то сразу отдают ключ со словами про то, что они не поддерживают коммунизм, то пытаются задержать актёра в купе и вызвать бойцов. Хорошо, до связи пассажир-машинист и реальных побоев дело не доходит.

Потом зрители наслаждаются погоней (за каждым врагом народа в своём вагоне) и сбором книг обратно. Спектакль на этом заканчивается, поезд прибывает на конечную станцию, просьба всем освободить вагоны. Студенты одеваются и выходят на мороз и становятся совсем непохожи на дам в стилистике конца девятнадцатого — начала двадцатого веков:

Вообще, надо сказать, что при всей дикой простоте механики этой игры-перфоманса особо вариантов у режиссёра не было. Они вообще часто играют с пространством (делали спектакль на лестничной клетке, делали спектакль на перроне во время пересадки) и вот впервые попробовали поезд. Само устройство поезда диктует подходы к каждому отдельному купе — иначе без вариантов провзаимодействовать со всеми, площади для зрителей там нет. Формат перфоманса (так называется игра, где есть только одни строгие сюжетные рельсы, но при этом зритель может что-нибудь отчебучить) выбран потому, что народ может смотреть природу, делать селфи и вообще ненавидеть, когда его отвлекают. Это старая добрая пражская схема, когда в трактире в Детинице едокам показываются сценка за сценкой. Там несколько залов, и пары-тройки актёров ходят и устраивают свои мини-шоу в каждом. Про этот трактир у меня есть отдельная история про то, что может отчебучить зритель, но здесь всё логично. Единственное, что меня смущает — это шифр. Я бы, скорее, делал привязку к вагону, типа загадка на базе картин, совместный поиск и сопоставление предметов и так далее. Но в этой игре главное — сделать очень просто. Потому что важна атмосфера, а её задают уже костюмы.

Тренировались студенты в аудиториях у себя, набрасываясь на незнакомых людей. Можно сказать, что позы, речь и то, кто как и что говорит, засовываясь в купе, отработаны просто идеально. По результатам первого прогона больше половины пассажиров отгадывали квест, и многие взаимодействовали со шпионами (ловили и сдавали или сразу предавали родину). На будущее отметили, что надо делать код проще, и что на репетициях полвагона не бегало за актёрами с ними фотографироваться, и не было пробок из людей, идущих в ресторан.

Пассажирам спектакль анонсировали — в кассе предупреждали про это. Цена билета от спектакля не менялась. Новость про два спектакля на Интерфаксе.

Возвращаемся к поезду

Итак, паровоз привёз пассажиров в тупик в Рускеале. Поворотного круга пока нет, второго паровоза с тендером сзади тоже нет, а сейчас должна прийти ещё одна «Ласточка», которую пустили дополнительным поездом на праздники.

Только планируется построить поворотный круг и всё остальное в парке — как и планируется сделать стыковку где-то с направления от Москвы. Но пока ничего нет. Поэтому машину никто не остужает.

Дальше паровоз дожидается, пока все свидетели уйдут.

И начинает тихо сдавать задним с остановки.

Сейчас он пропустит «Ласточку». Потом «Ласточка» уйдёт, он вернётся к вечеру снова с вагонами, отцепится, сзади прицепится другой паровоз:

Он доведёт поезд до Сортавалы. А наш пойдёт один тендером вперед с минимальным обзором из будки задом наперёд до самой Сортавалы. Потому что тот паровоз, который ведёт поезд в Сортавалу вечером, тоже проделал этот путь задом наперёд.

Ну а дальше вы уже знаете — стыковка в Сортавале, возврат к высоковольтной магистрали в Каменногорске, появление интернета за час до Петербурга, Финляндский вокзал, реальный мир. И воспоминания про то, как внушающе выглядит паровоз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *