Главная | |Регистрация| Мой профиль | Вход| Выход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSSСреда 22.06.2016 14:13
МЕНЮ САЙТА

ФОРМА ВХОДА


РЕКЛАМА...

СЕГОДНЯ

НАША ГРУППА

МИНИ-ЧАТ

Block title

ВИДЕО

ПОГОДА С-ПЕТЕРБУРГ

ТЕГИ

СТАТИСТИКА




Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0



Пользователи
посетившие сайт


Главная » 2013 » Февраль » 11 » Змеевики и иконы
17:40

Змеевики и иконы

Среди памятников медного художественного литья важное место занимают змеевики, или так называемые наузы. В настоящее время известно более тридцати типов подобных изделий, связанных с древнерусским прикладным искусством.

     Термин «змеевик» впервые был применен в литературе XIX века по отношению к нагрудным иконам, на лицевой стороне которых изображался христианский образ (например, архангел Михаил, Богоматерь, Феодор Стратилат и другие святые), а на оборотной стороне — голова (личина) в окружении змей либо змееногая фигура, а также помещался текст заговора или молитвы. Уже в XIX веке учеными были выявлены древнейшие змеевики с греческими надписями и доказано их византийское происхождение. Начиная с XI века наладилось производство этих изделий и на Руси.

     В медном литье встречаются определенные типы змеевиков, превращенных при переработке формы в иконки. Характерно и обратное превращение образков в змеевики. Как те, так и другие виды изделий могли существовать параллельно и даже в одной среде.

     Змеевики с образами святых различались не только по своим функциям, но и по центрам создания и характерным местным иконографическим и стилистическим особенностям. Вместе с тем все змеевики-обереги символизировали победу над дьяволом и над всяким злом. Об этом свидетельствует подбор сюжетов с преобладанием среди них образов демоноборцев — архангела Михаила, Никиты-бесогона, драконоборцев Феодора Тирона и Феодора Стратилата, Георгия и других святых.

     Изображение Богородицы на лицевой стороне змеевиков также закономерно, поскольку, по народным представлениям, только в ее образе не мог являться дьявол и она всегда была надежной защитницей от дьявольской силы. Таким образом особо подчеркивалось охранительное значение этих предметов.

     Змеевики с изображением святых воинов-мучеников служили амулетами против немощи и болезней и предназначались прежде всего «для благословения на войну», их «могли носить преимущественно воины» [Николаева Т. В. Змеевики с изображением Феодора Стратилата как филактерии преимущественно для воинов // Слово о полку Игореве и его время. М., 1985. С. 343–356]. Традиция ношения воинами на груди металлических путных икон, складней, змеевиков и крестов с изображениями на них покровителей ратного дела восходит к глубокой древности. На византийских медальонах и моливдовулах часто помещались образы святых воинов с надписью: «Господи, помоги носящему меня».

     На Куликовом поле были найдены меднолитые змеевики, кресты-тельники и энколпионы. Среди них есть древние, восходящие к домонгольским изделиям, что подтверждает их особое почитание. Они, вероятно, сохранялись воинами в качестве семейных реликвий и, подобно благословенным образам, передавались по наследству.

     Обычно змеевики отливались по восковой модели из медного сплава в двусторонних глиняных формах. Большинство змеевиков имели изображения на лицевой и оборотной сторонах, но могли изготовляться и двустворчатыми. По всей видимости, такой тип  змеевиков был предназначен для хранения мощей. Его устройство, с петлями и подвижным оглавием, напоминало конструкцию других предметов меднолитой мелкой пластики — крестов-энколпионов и икон-энколпиев.

     Двустворчатые иконы-энколпии существовали на Руси в определенный короткий отрезок времени, что было связано, по-видимому, с многочисленными паломничествами в Святую землю в XII–XIV веках. По своему предназначению они имели много общего с ковчегами-мощевиками и ставротеками, которые изготавливались в основном из драгоценных металлов.

     К иконе-энколпию была близка по устройству путная (дорожная) панагия (в переводе с греческого «всесвятая») — изделие в виде двух круглых створ, соединенных шарниром, предназначенное для хранения частиц Богородичного хлеба. Освященный во имя Богоматери на монастырской трапезе хлеб брали с собой в дорогу как спасительное средство в пути. Для этого и нужны были путные двустворчатые панагии, называвшиеся в церковных описях XVI–XIX веков «воротными», «походными», «складными».

    Меднолитые иконы изготовляли односторонними, двусторонними и двустворчатыми. Наиболее распространенными были односторонние иконки. Их носили поверх одежды изображением наружу. Первоначальные отливки имели массивные подвижные оглавия, однако у последующих оглавия были фиксированными.

     Сначала иконы, как и другие виды меднолитейной продукции, копировали византийские образки, попадавшие на Русь в большом количестве. На самых ранних из них изображались Распятие, Христос, Богоматерь и Никола Чудотворец. Но уже в XI–XII веках появляются образки, копирующие в уменьшенном виде местные святыни. Это было обусловлено распространением христианства на огромных территориях Древней Руси и введением общерусского почитания тех или иных святых.

     Особенностью меднолитой мелкой пластики является изображение на предметах прежде всего евангельских сюжетов и крайне редко библейских. В медном литье раньше, чем в других видах мелкой пластики, появляется изображение евангельских праздников, некоторых местночтимых святых.

    Иконографический состав изображений на различных меднолитых иконах свидетельствует о преимущественном почитании святых, целителей и змееборцев, жития которых были известны на Руси.

     Для медного литья малых форм характерны сокращенные иконографические изводы, поэтому наиболее часто на медных иконках изображали поясные и ростовые (как правило, одиночные и парные) фигуры святых. Подбор орнаментальных мотивов меднолитой пластики также был строго ограничен. Основными типами орнаментации были геометрический и растительный, обычно в виде стилизованного вьюна.


Источник:


ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Нравится пост? Поделись с друзьями!

Все материалы, представленные на сайте kopatich.ru взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта.Содержимое сайта выставляется в целях ознакомления.  Если Вы обнаружили  свою работу, размещенную каким-то пользователем Без Вашего разрешения, просьба связаться с Администрацией сайта. Это касается именно Авторских работ, а не материала собранного в Интернете и размещенного где-то.
ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ!!
под каждой статьей в новостях
размер баннера 500х150
ВСЕГО 2000 РУБ. В МЕСЯЦ


Категория: Кресты, иконы, складни | Просмотров: 1379 | Добавил: stalker29 | Теги: иконы, змеевики | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
Древние замки города поселения [26]
Оборудование снаряжение [52]
Картография и навигация [7]
Перстни, кольца, печатки [3]
Кресты, иконы, складни [13]
Курганы и захоронения [27]
Историческая справка [62]
Оружие и боеприпасы [16]
Коллекционирование [38]
Военная археология [44]
Известные личности [32]
Обновление архива [18]
Технология поиска [77]
Самое интересное [194]
Подводный поиск [22]
Ордена и медали [5]
Чистка находок [16]
Пляжный поиск [4]
Монеты и боны [54]
Демотиваторы [2]
Золотодобыча [6]
Вести с полей [14]
Пуговицы [3]
Пряжки [3]
Конина [3]
Клады [229]
Видео [21]
Закон [78]
Фото [14]
Игры [4]

ПОИСК

АНЕКДОТЫ

Встречаются два дpуга-алкаша. В таких замусоленных пиджачках, помятых брюках, но у одного на пиджаке – оpден Ленина. Один другому: – Вот это да! За что это тебе вдруг орден Ленина дали? – Да, понимаешь, работали мы тут на экскаваторе. Hу я и откопал случайно клад, сундучок небольшой. Откpыли – а там 4 ордена Ленина. Hу, а по закону четверть клада – мне!

МЫ В КОНТАКТЕ

ЖИЗНЬ САЙТА

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ


КАЛЕНДАРЬ
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

ФОТОГРАФИИ

АВТОРСКИЕ ПРАВА
Основная часть контента взята из общедоступных ресурсов Интернета с указанием гиперссылок на источник. Возможно Вы являетесь владельцем авторских прав статей или книг, размещенных на данном сайте и возражаете против их публикации. В таком случае поставьте нас в известность, мы готовы НЕМЕДЛЕННО снять Ваши материалы с сайта С Уважением, Администрация сайта.

НАША КНОПКА

Вверх

ДРУЗЬЯ САЙТА
  

© 2010-2012 КОП@ТЫЧ    Все права защищены   

Все материалы, представленные на сайте kopatich.ru взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта.Содержимое сайта выставляется в целях ознакомления.  Если Вы обнаружили  свою работу, размещенную каким-то пользователем Без Вашего разрешения, просьба связаться с Администрацией сайта. Это касается именно Авторских работ, а не материала собранного в Интернете и размещенного где-то.
Copyright MyCorp © 2016