Главная | |Регистрация| Мой профиль | Вход| Выход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSSСреда 22.06.2016 14:13
МЕНЮ САЙТА

ФОРМА ВХОДА


РЕКЛАМА...

СЕГОДНЯ

НАША ГРУППА

МИНИ-ЧАТ

Block title

ВИДЕО

ПОГОДА С-ПЕТЕРБУРГ

ТЕГИ

СТАТИСТИКА




Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0



Пользователи
посетившие сайт


Главная » 2013 » Декабрь » 22 » КРЕСТЫ (Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты. Иконы. Складни)
18:35

КРЕСТЫ (Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты. Иконы. Складни)

На протяжении многих веков крест был и остается главным символом христианства. Этим объясняется невероятное разнообразие форм и декора крестов, в особенности меднолитых.     
        
Кресты различались по типам и назначению. Существовали кресты поклонные (каменные и деревянные), стоявшие в придорожных часовнях, а иногда и у церквей; кресты памятные и намогильные, в средокрестия которых часто вставляли предметы меднолитой мелкой пластики; кресты напрестольные, аналойные и воздвизальные, предназначенные для церковных служб; нательные и наперсные кресты — самые многочисленные.
Древнейшие кресты X—XII веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. В XIX веке такой тип крестов получил в специальной литературе название «корсунский».
Одним из наиболее распространенных видов древнерусской меднолитой пластики XI—XV веков являются кресты-энколпионы.
Как правило, на лицевой створке крестов-энколпионов, производившихся на территории Киевской Руси, изображали распятого, страдающего Христа с повязкой на чреслах и изогнутым телом. В медальонах, расположенных в поперечных ветвях креста, помещали изображения Богородицы и Иоанна Богослова. В вертикальных ветвях креста изображения могли меняться, но чаще всего это были архангелы, святители или избранные святые. Оборотные створки крестов киевского производства также имели много общих черт с греческими энколпионами. Наиболее часто в их средокрестия помещали изображения Богоматери следующих типов - Одигитрия, Оранта, Влахернетисса и Агиосоритисса. Иногда в средокрестии оборотной створки встречается фигура святого в рост, чаще всего апостола. В боковых ветвях, как правило, располагали изображения четырех Евангелистов либо избранных святых, реже херувимов.
    
Основные формы крестов-энколпионов: четырехконечные с равными или чуть расширяющимися концами, с трехлопастным завершением ветвей, с круглыми медальонами на концах и капельками металла в местах соединения медальонов с ветвями креста.
Домонгольские меднолитые энколпионы можно разделить на несколько типов: с рельефными изображениями (известны на Руси с XI века); с центральной рельефной фигурой и плоскими изображениями на концах (получили распространение с первой половины XII века); с перегородчатой эмалью (вторая половина XII века); с гравировкой и плоскостными изображениями, исполненными чернью либо инкрустацией оловом (вторая половина XII века). Отдельную группу составляют кресты с мелкими рельефными фигурами и литыми зеркальными надписями, матрицы которых появились не ранее конца XII - первой трети XIII века. Кресты-тельники часто копировали монументальные формы в уменьшенном варианте. Так рельефные изображения крестов в круге на наружных стенах новгородских храмов XIV—XV веков нашли повторение в мелких нательных крестах того же времени.
Образцом для ажурных крестов с сомкнутыми концами послужили, вероятно, монументальные новгородские деревянные и каменные кресты XIV века, и прежде всего Людогощенский крест.
Кресты, в центре которых находилось рельефное изображение восьмиконечного креста, с копьем и тростью, окруженные пышными цветами и травами, ажурными сквозными узорами, получили название «процветших», или «Процвете древо креста», что было связано прежде всего с «Древом Жизни» - прообразом креста в Ветхом Завете.
В XVII—XVIII веках фантазия русских золотых и серебряных дел мастеров в украшении крестов-тельников не знает границ. Особым узорочьем в этот период отличались нательные кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера - Великом Устюге и Сольвычегодске. Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками всевозможных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром. В подражание серебряным стали отливаться медные кресты таких же форм.
На крестах-тельниках часто можно встретить изображения демоноборцев - Никиты-бесогона, архангела Сихаила и других. Наибольшее количество тельных крестов с образом Никиты, побивающего беса, принадлежит к новгородско-тверскому кругу памятников XVI — XVI веков. Особенно богаты такими находками были Новгород, Тверь, Старица.
Например, в Старице найдено множество мелких красномедных крестиков (высотой 1,0—4,5см) с изображением на них Спаса Нерукотворного, святых Николы и Никиты, а также архангела Михаила. По всей видимости, это были детские крестики, надевавшиеся на умерших младенцев.
В XV—XVI веках на деревянных, костяных и металлических крестах помещали образ архангела Михаила, предводителя небесного воинства. Видимо, такие кресты носили на себе воины вместе со складными иконами и металлическими змеевиками-оберегами.
Начиная с XVI века возле изображения горы Голгофы на многих русских крестах воспроизводились следующие буквы: М.Л.Р.Б.Г.Г., что означает «Место лобное рай [либо «распят»] бысть. Гора Голгофа»; возле черепа - Г.А., то есть «Глава Адамова», а также К.Т., то есть «Копие. Трость», и другие. На обороте крестов помещался, как правило, текст молитвы.
Помимо нательных и наперсных крестов, на Руси были широко распространены меднолитые напрестольные и киотные кресты крупного формата.
Разработка и утверждение новых форм и иконографии меднолитых крестов тесно связаны со старообрядцами-поморцами, признававшими за истинный только восьмиконечный крест. Исключение составляли нательные четырехконечные кресты, на которых, однако, всегда присутствовало изображение креста с восемью концами.
Поморцы отрицали также изображение на крестах Господа Саваофа и Духа Святого в виде голубя, признавая лишь образ Спаса Нерукотворного, что вполне соответствовало древнерусской традиции в медном литье. Другие толки старообрядцев (например, поповцы) изображали Господа Саваофа и Духа Святого в верхней части напрестольных крестов, что, безусловно, восходит уже к западной традиции.
Техника медного литья позволила изобрести и такую крупную многосоставную форму, как крест восьмиконечный, окруженный клеймами с изображением праздничных сцен и избранных икон.


Источник:


ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Нравится пост? Поделись с друзьями!

Все материалы, представленные на сайте kopatich.ru взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта.Содержимое сайта выставляется в целях ознакомления.  Если Вы обнаружили  свою работу, размещенную каким-то пользователем Без Вашего разрешения, просьба связаться с Администрацией сайта. Это касается именно Авторских работ, а не материала собранного в Интернете и размещенного где-то.
ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ!!
под каждой статьей в новостях
размер баннера 500х150
ВСЕГО 2000 РУБ. В МЕСЯЦ


Категория: Кресты, иконы, складни | Просмотров: 1387 | Добавил: stalker29 | Теги: иконы, кресты, складни | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
Древние замки города поселения [26]
Оборудование снаряжение [52]
Картография и навигация [7]
Перстни, кольца, печатки [3]
Кресты, иконы, складни [13]
Курганы и захоронения [27]
Историческая справка [62]
Оружие и боеприпасы [16]
Коллекционирование [38]
Военная археология [44]
Известные личности [32]
Обновление архива [18]
Технология поиска [77]
Самое интересное [194]
Подводный поиск [22]
Ордена и медали [5]
Чистка находок [16]
Пляжный поиск [4]
Монеты и боны [54]
Демотиваторы [2]
Золотодобыча [6]
Вести с полей [14]
Пуговицы [3]
Пряжки [3]
Конина [3]
Клады [229]
Видео [21]
Закон [78]
Фото [14]
Игры [4]

ПОИСК

АНЕКДОТЫ

Археологам на заметку. Самые интересные находки обнаруживаются под отодвинутым диваном.

МЫ В КОНТАКТЕ

ЖИЗНЬ САЙТА

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ


КАЛЕНДАРЬ
«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

ФОТОГРАФИИ

АВТОРСКИЕ ПРАВА
Основная часть контента взята из общедоступных ресурсов Интернета с указанием гиперссылок на источник. Возможно Вы являетесь владельцем авторских прав статей или книг, размещенных на данном сайте и возражаете против их публикации. В таком случае поставьте нас в известность, мы готовы НЕМЕДЛЕННО снять Ваши материалы с сайта С Уважением, Администрация сайта.

НАША КНОПКА

Вверх

ДРУЗЬЯ САЙТА
  

© 2010-2012 КОП@ТЫЧ    Все права защищены   

Все материалы, представленные на сайте kopatich.ru взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта.Содержимое сайта выставляется в целях ознакомления.  Если Вы обнаружили  свою работу, размещенную каким-то пользователем Без Вашего разрешения, просьба связаться с Администрацией сайта. Это касается именно Авторских работ, а не материала собранного в Интернете и размещенного где-то.
Copyright MyCorp © 2016