Главная | |Регистрация| Мой профиль | Вход| Выход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSSСреда 22.06.2016 14:15
МЕНЮ САЙТА

ФОРМА ВХОДА


РЕКЛАМА...

СЕГОДНЯ

НАША ГРУППА

МИНИ-ЧАТ

Block title

ВИДЕО

ПОГОДА С-ПЕТЕРБУРГ

ТЕГИ

СТАТИСТИКА




Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0



Пользователи
посетившие сайт


Главная » 2013 » Сентябрь » 16 » Черные дирхемы и серебряный кризис
13:42

Черные дирхемы и серебряный кризис

Табл. XII. 1 - изображение чеканщика монет на тверской монете XV века (увеличено), 2 - среднеазиатский 'черный' дирхем (сильно увеличен)

На мусульманском Востоке, так же как и в средневековой Европе, монеты были одним из средств классовой эксплуатации. Государство выкачивало из монетной чеканки огромные доходы в ущерб социальным низам.

На рынках Средней Азии в VIII-XI веках ходило множество так называемых "черных" дирхемов. Они сохраняли облик поздних сасанидских монет: различим был схематичный профиль шахиншаха (табл. XII). В отличие от серебряных дирхемов, их называли дирхемы "мусеяби", "мухаммади", "гитрифи" и т. п. Уже в VIII-IX веках их делали субэратными, многослойными - внутри медная пластина, а сверху, для видимости, серебряные. Позднее они превратились в низкопробную, почти медную монету. Все знали, что реальная стоимость этих денег ничтожна. Власти, их выпускающие, и не стремились придать им вид полноценного дирхема мусульманского типа. Эти монеты обращались по завышенному, принудительному курсу. Их номинальную стоимость эмир или султан поддерживали своими указами. Низкопробная монета обращалась только в том городе и его ближайшей округе, где действовала власть местного правителя. В торговле между городами и странами эти монеты не употреблялись. Государство стремилось извлечь из выпуска этих денег как можно больше выгоды. Но не всегда удавалось осуществлять государственные платежи плохой монетой, а собирать подати и налоги с населения в хороших дирхемах. Есть сообщения об исчислении податей с провинций в "черных" дирхемах. Не нужно представлять себе дело так, что из Бухары, например, мешки этих дирхемов везли в Багдад и сдавали там в казну. Вероятно, собранные с населения, они оставались в бухарском округе и снова пускались эмиром в обращение, а налог халифу уплачивался эквивалентным количеством серебра или каких-либо ценностей. Но верхи общества, как и на Западе, так и на Востоке, от выпусков "черных" дирхемов теряли меньше, а городской плебс, связанный с мелким розничным торгом, особенно страдал от порчи монет и вызванного ею повышения цен на рынке.

В IX-XI веках высокопробные куфические дирхемы в огромных количествах вывозились из стран Халифата в Восточную Европу и в Скандинавию. Мощные монетные дворы в аш-Шаше (Ташкент), Самарканде, Бухаре и других городах Средней Азии в конце IX-X веке непрерывно выпускали серебряные монеты, и они почти сразу, не оседая в местном денежном обращении, уходили на север. В этих условиях "черные" дирхемы играли особую, очень важную роль.

Действительно, все серебро уходит в Европу. Рынкам Бухары, Самарканда, Хорезма грозит застой из-за отсутствия средства обмена. Их нужно насытить какой-то монетой, которая не была бы увлечена мощным потоком серебра на север. И такими монетами становятся "черные" дирхемы, которые обращаются по принудительному курсу и потому не могут уходить за пределы своих областей.

В XI-XII веках денежное дело мусульманских стран было потрясено "серебряным кризисом". Один за другим прекращают чеканку серебряных монет города Арабского халифата. Волна "серебряного кризиса" идет по всему арабскому миру. В XI веке он поражает самые восточные монетные дворы, питавшиеся серебряными рудниками Илака и Пянджхира, расположенными на востоке Средней Азии и в горах теперешнего Афганистана. Причины этого грандиозного, охватившего весь мусульманский мир явления до сих пор полностью не выяснены. Несомненно, важную роль сыграло истощение серебряно-свинцовых рудников. В Средней Азии в XII веке осталось так мало серебра, что его цена в золоте поднялась много выше его цены на рынках Европы.

Посеянные в X веке семена феодальной раздробленности пышно взошли уже в XI веке, и это катастрофически отразилось на чеканке серебра. Для больших выпусков нужны большие запасы металла, концентрация его в единых руках, т. е. в централизованной казне эмира, а в XI веке эти запасы были распылены, оказавшись во владении мелких правителей.

По мере обострения "серебряного кризиса" не только "черные" дирхемы сасанидских типов, но и обычные, куфические, чеканятся из все более и более плохого серебра. Они уже не могли служить средством торговли с другими странами. Как и "черные" дирхемы, куфические монеты постепенно приобретали принудительную стоимость и могли теперь обращаться только "у себя дома". Мы почти не знаем кладов серебряных дирхемов IX-X веков в Средней Азии, а клады куфических монет XI века там находят.

Еще до начала "серебряного кризиса" в обращении были "черные" дирхемы. И когда серебряные рудники иссякли и разразился серебряный кризис, в Средней Азии серебро в обращении уже готова была заменить, собственно, уже заменила, низкопробная монета, ходившая условно, как знак стоимости. Кроме того, в Халифате стали применять различные виды денежных суррогатов. Арабские историки пишут, что в халифате не стало серебряных монет в обращении и приходилось заменять монеты чем-то иным. Так, в Багдаде около 1009 года вместо монет на рынке пользовались тонкими лепешками из теста.

В XII-XIII веках в самый разгар "серебряного кризиса" в Средней Азии чеканили "черные" дирхемы других видов, чем в IX-X веках. Это были большие медные монеты, обычно с посеребрением, чтобы облегчить им хождение на рынке. Они официально назывались дирхемами, это название стояло в их легендах, но все знали, что эти дирхемы медные, "черные" и имеют высокую номинальную стоимость только потому, что власти обязывают население принимать их и торговать на них. Когда таких посеребренных дирхемов выпускают слишком много, они, как и бумажные деньги, теряют свою покупательную способность, население перестает на них торговать, цены подскакивают и экономике грозит расстройство. Власти понимали это, но отказаться от медных дирхемов не хотели; рассчитывая на психологию обывателей, они утяжеляли монеты - ничтожной по стоимости добавкой меди пытались придать им видимость большего достоинства. Иногда на этих монетах появлялись угрожающие надписи: "Кто монету не возьмет, тому смерть" или: "Кто в Самарканде и округе этого города [эту монету] не будет брать - преступник".

"Черные" дирхемы обращались на местных рынках. Международную торговлю, так же как и в Западной Европе, обслуживали золотые монеты. В связи с "серебряным кризисом" возросла роль золота в денежном деле. Его чеканят много, и оно, хотя и низкопробное, служит для торговли внутри мусульманского мира. Но обращается оно не как штучная монета, а по весу.

В конце XIII века намечается выход из "серебряного кризиса". Появляются первые полновесные и высокопробные серебряные монеты. В Западной Европе в это же примерно время нужды торговли заставили многие страны чеканить крупные серебряные монеты - "толстые" денарии, гро, гроты и гроши. Серебро вывозили из Европы на Восток, но его там все же не хватало.

В XIII веке Средняя Азия, Иран, Месопотамия, Кавказ, Крым и часть Восточной Европы были завоеваны монголо-татарами. Образовалось несколько монгольских улусов - Хулагуидский в Иране и Месопотамии, Джагатаидский в Средней Азии и Джучидский (Золотая Орда) в Восточной Европе и Хорезме. С покоренных земель собирались огромные дани, массы награбленного благородного металла стекались в сокровищницы ханов, и "серебряный кризис" был преодолен. Монгольские ханы в конце XIII-XIV веке наладили чеканку больших масс серебряной монеты. Она по-прежнему называлась дирхемом. Шесть дирхемов составляли динар. Название, применявшееся ранее к золотой монете, стало теперь означать в Иране и Средней Азии крупную монету из серебра.

Пертурбации в монетном деле, связанные с "серебряным кризисом", привели к тому, что денежные наименования изменились. Еще более меняются, и в разных мусульманских странах по-своему, эти названия в последующие столетия. Общая закономерность та же, что и в Европе. Старые названия солидных когда-то монет становятся обозначениями ничтожно малых денежных единиц: денарии, пфенниги превращаются в мелкую монету, грош, когда-то "толстый", "солидный" - в нарицательное обозначение мелкой деньги. То же случилось на Востоке с динаром. Сначала это была золотая, затем крупная серебряная, потом мелкая серебряная монета, а в XVI веке мы находим в Средней Азии медный динар. В XX веке этот древний номинал воскрес в названиях денежных единиц многих арабских государств - Алжира, Туниса, Иордании, Бахрейна, Ирака, Народной Демократической Республики Йемен, Кувейта.

"Серебряный кризис" положил конец долгой эпохе куфических монет. Расположение надписей, их содержание и почерк радикально меняются. Размеры металлических денег становятся самыми разнообразными.

На куфических динарах, дирхемах и фельсах употреблялся для легенд только арабский язык - универсальный язык религии, науки и некоторых официальных дел во всем мусульманском мире. После "серебряного кризиса" на монетах появляются легенды на персидском или тюркском языке, более понятные населению. Обычно это особо важные для населения и для монетного обращения надписи: или "угрожающие" - о наказании за отказ принимать монету, или утверждающие хождение данной монеты в том или ином районе, или указывающие курс денег, соотношение монетных номиналов. Например, на золотоордынских медных монетах XIV века встречается тюркская надпись - "в одном данике 16 пул", которая устанавливает равенство 16 медных монет-пулов (пул - от арабского фельса) весовой единице серебра - 1 данику (название этой единицы было еще в Сасанидском Иране). На деньгах Ирана XVI века можно встретить персидские стихи. На монетах монгольских ханов их имена иногда писались уйгурскими буквами. Необязательными стали религиозные формулы и символы веры. Год выпуска, раньше писавшийся всегда словами, теперь пишут чаще цифрами. Монеты стали украшать примерно с XII века парадными фигурными рамками. После "серебряного кризиса" на монетах, по преимуществу медных, в изобилии появляются изображения различных предметов, животных, иногда людей. В Иране часто помещали льва, и восходящее за ним солнце. Этот астральный символ стал гербом страны. Особое разнообразие сюжетов дают золотоордынские пулы: есть знаки зодиака - лев и солнце, солнце в клешнях рака, водолей, весы, а кроме того, верблюд, всадник, здание с полумесяцем, пара ослов у кормушки, птицы, рыбы, павлин с распущенным хвостом, розетка в виде цветка, секира, двуглавый орел и даже женщина с ребенком.

Интересны монеты мусульманских династий Зенгидов и Ортукидов, правивших в Месопотамии в XII-XIII веках. Отход от запретов ислама и от канонов куфической чеканки на них полный: и портреты селевкидских царей, правивших в этих местах 15-16 столетий назад, и императоры Рима - снова Октавиан Август, Нерон, и изображения каких-то царей в коронах, похожих на сасанидских. Здесь и двуглавый орел, Христос и Богоматерь, заимствованные с монет Византии. Кроме того, Марс, символически изображенный в виде воина с мечом, держащего в руках отрубленную голову, Гелиос, Аполлон. Попала на эти средневековые мусульманские монеты и прелестная нимфа Аретуза, которую прославили своим мастерством греческие медальеры. Складывается такое впечатление, что в арабских странах знали античность, любили ее, стали собирать памятники ее культуры, в частности монеты, намного раньше, чем в Италии.


Источник:


ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Нравится пост? Поделись с друзьями!

Все материалы, представленные на сайте kopatich.ru взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта.Содержимое сайта выставляется в целях ознакомления.  Если Вы обнаружили  свою работу, размещенную каким-то пользователем Без Вашего разрешения, просьба связаться с Администрацией сайта. Это касается именно Авторских работ, а не материала собранного в Интернете и размещенного где-то.
ХОРОШЕЕ МЕСТО ДЛЯ ВАШЕЙ РЕКЛАМЫ!!
под каждой статьей в новостях
размер баннера 500х150
ВСЕГО 2000 РУБ. В МЕСЯЦ


Категория: Историческая справка | Просмотров: 3063 | Добавил: stalker29 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
КАТЕГОРИИ РАЗДЕЛА
Древние замки города поселения [26]
Оборудование снаряжение [52]
Картография и навигация [7]
Перстни, кольца, печатки [3]
Кресты, иконы, складни [13]
Курганы и захоронения [27]
Историческая справка [62]
Оружие и боеприпасы [16]
Коллекционирование [38]
Военная археология [44]
Известные личности [32]
Обновление архива [18]
Технология поиска [77]
Самое интересное [194]
Подводный поиск [22]
Ордена и медали [5]
Чистка находок [16]
Пляжный поиск [4]
Монеты и боны [54]
Демотиваторы [2]
Золотодобыча [6]
Вести с полей [14]
Пуговицы [3]
Пряжки [3]
Конина [3]
Клады [229]
Видео [21]
Закон [78]
Фото [14]
Игры [4]

ПОИСК

АНЕКДОТЫ

Решил еврей нахаляву себе колодец в огороде выкопать. Пошел он к русскому и говорит: – Слушай, мне недавно один цыган продал старую карту. На ней показано, что у меня в огороде зарыт клад. Давай ты мне его откопаешь, а я тебе 30% отдам. А русский отвечает: – Не верь ты этому цыгану. Он продал похожую карту одному хохлу, так я ему целый колодец вырыл, а клад не нашел.

МЫ В КОНТАКТЕ

ЖИЗНЬ САЙТА

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ


КАЛЕНДАРЬ
«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

ФОТОГРАФИИ

АВТОРСКИЕ ПРАВА
Основная часть контента взята из общедоступных ресурсов Интернета с указанием гиперссылок на источник. Возможно Вы являетесь владельцем авторских прав статей или книг, размещенных на данном сайте и возражаете против их публикации. В таком случае поставьте нас в известность, мы готовы НЕМЕДЛЕННО снять Ваши материалы с сайта С Уважением, Администрация сайта.

НАША КНОПКА

Вверх

ДРУЗЬЯ САЙТА
  

© 2010-2012 КОП@ТЫЧ    Все права защищены   

Все материалы, представленные на сайте kopatich.ru взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта.Содержимое сайта выставляется в целях ознакомления.  Если Вы обнаружили  свою работу, размещенную каким-то пользователем Без Вашего разрешения, просьба связаться с Администрацией сайта. Это касается именно Авторских работ, а не материала собранного в Интернете и размещенного где-то.
Copyright MyCorp © 2016